ТЕЗЭ: Отступничество под видом доброй воли  

"БРАТЬЯ" ИЗ ТЭЗЕ "ЕВАНГЕЛИЗИРУЮТ" РИМ
Октябрь 1987 г.: в римских приходах объявляют, что "европейская встреча молодёжи" состоится 28 декабря [1987 г.] — 2 января 1988 г. Проводят её "Братья из Тэзе".
В бюллетене прихода св. Франциска на Монте Марио приводится её программа:
-"приём в семьях, - участие в жизни приходов, - встречи в "местах надежды", - общая молитва в церкви св. Иоанна в Латеране и церкви Санта Мария Маджоре,
-молитва с Папой Иоанном-Павлом II в соборе св. Петра."
Другая листовка, раздаваемая в римских приходах, анонсирует, что, начиная с октября, каждый вторник в приходе св. Франциска будет совершаться молитва, "проводимая Братьями из Тэзе", которая должна подготовить к данной встрече молодёжь.
АНОМАЛИЯ ТЭЗЕ
С самого начала нашей деятельности мы интересовались феноменом Тэзе (Cf. "Si si no no",
No 2, p. 4). Ныне мы снова затрагиваем эту тему, пользуясь книгой английского автора Кэтрин Спинк "Брат Роже из Тэзе", переведённой на французский Элизабет Маршан (изд. Seuil, Париж). Книжка — интервью-словопоток, результат многочисленных встреч с "харизматичным лидером" из Тэзе. Автор — поклонница брата Роже и Тэзе, следовательно, её книга всецело отвечает нашим намерениям.
ОСНОВНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Хотя первоначально община складывалась из протестантских "монахов", которые решили остаться при Реформации, осудившей и упразднившей все формы монашеской жизни, после собора стала смешанной общиной протестантов и католиков, которым сопутствуют католические монахини. На первый взгляд, Тэзе кажется католикам аномалией.
Объяснение этой аномалии даёт сам основатель в выше-цитированной книге, особенно на стр. 18, где говорит, что его бабушка по матери "происходила из старого протестантского рода (...). Но поскольку она на себе испытала разделяющее человеческое страдание, то позволила себе проникнуться духом примирения. Именно тогда, оставаясь протестанткой, она ходила в католическую церковь и даже приобщалась Св. Тайн, не отрекаясь, тем не менее, от своего первоначального вероисповедания".
Отец Роже Шютца, кальвинистский пастор, также ходил в католические церкви. В первый раз это случилось во время семейной прогулки в горах Швейцарии; он отошёл в сторону и один вошёл в католическую церковь, пробыл там долго в молитве и вышел, никому ничего не говоря. "Этот факт, — комментирует Шютц, — оказал на меня огромное влияние. Если отец туда вошёл, чтобы помолиться, то это произошло от того, что там было что-то, о чём он не говорил, но нечто существенное» (стр. 20). С этого момента пастор Шютц привык посещать католические храмы, но также, как бабушка, "не для того, чтобы отречься от своего первоначального исповедания".
Сам Роже Шютц, несколькими годами позже, проживая у дяди в Безансоне, где "напротив дома находилась католическая церковь", говорит, что "никогда не поймёт, чего ради ранним утром он вставал раньше всех, чтобы пойти в этот храм".
Ни Роже Шютц этого никогда не поймёт, ни мы этого никогда не поймём. Для "основателя Тэзе", как и для его бабушки и отца, посещение и протестантского храма, и католической церкви не составляет доктринальной проблемы так, что он не считает нужным "из-за этого отрекаться от первоначального исповедания".
"МИССИЯ» ТЭЗЕ
Роже Шютц говорит о своей бабушке, что она "никогда не старалась оправдать своего образа поведения, ни дискутировать на эту тему, но я понял, что, идя в католическую церковь, она совершала в себе самой неотложное примирение."
"Примирение" — вот та миссия, которую сегодня приписывают Тэзе. Увы, это примирение, понимаемое в том смысле, который придавали ему бабушка Роже Шютца, его отец, а также он сам: "Для меня", - говорит он, - "она была свидетельницей примирения, поскольку примирила в себе течение веры предков своих (протестантской) с католицизмом, не будучи при этом символом отступничества для своих и не раня своей семьи» (Там же), или, скорее, не отрекаясь от своего протестантского исповедания.
Итак, примирение понимается как одновременная принадлежность к Католической Церкви и Протестантской "Церкви", а скорее к "сверхцеркви", в коей есть место для исповедующих и католическую, и протестантскую веру.
ВОПРОС ВЕРЫ, А НЕ ЧУВСТВА
В документе, сформулированном "братьями" из Тэзе во время совещания в сентябре 1969 г., можно прочесть: "Никто от нас не требует, чтобы мы отреклись от наших Церквей (в действительности это схизматические и еретические секты — Авт.), они нам передали веру /sic!/. Но мы стараемся согласовать в нашей жизни наши родные Церкви и Католическую Церковь, разделённые разрывом" (стр. 114).
В личном письме Павлу VI Роже Шютц умоляет Папу сделать всё, "чтобы объединение христиан свершилось без требования отречения от того вероисповедания, в котором они родились. Даже руководимые большой любовью, люди не могут, по совести, ранить чувств тех, кто дал им познать веру /sic!/" (стр. 116). Таким образом, вопрос веры подменяется сентиментализмом, во имя которого (поскольку чувство не уничтожает разума целиком) вознамерились согласовать заблуждения Кальвина и Лютера с Богооткровенной Истиной. Единственное, что можно сказать о "братьях" из Тэзе, так это то, что их желание стать католиками, не переставая одновременно быть протестантами, должно быть представлено на рассмотрение Кому-то Большему, чем Папа, и даже там они могли бы не получить удовлетворения. Это факт, что ежели Католическая Церковь была установлена Богом (а ведь так и есть) как единственный "ковчег спасения" (Cf. Dz 1647), то даже сам Папа не может никому дозволить принадлежать к иной церкви, кроме как к Католической. И если учение, хранимое Католической Церковью, есть Слово Божие, то никто, даже Папа, не может позволить никому исповедывать иной веры, или, того хуже, противоречащей сему учению. Ни Папа, ни Сам Бог не могли бы позволить исповедывать два "credo", ибо не существует двойственной истины.
Протестанты из Тэзе утверждают, что не могут отречься, даже ради большой любви, от своих "семейных традиций", "родной церкви", потому что благодаря ей, как утверждают, получили веру. На самом деле, то, что хорошего могли получить в протестантских сектах, они получили от Католической Церкви, как часть её наследия, оставшуюся в этих сектах после разделения; наоборот, "братья" из Тэзе получили от них (протестантских сект) то, что им присуще, — ересь и схизму.
ПРИГЛАШЕНИЕ К ОТСТУПНИЧЕСТВУ
"Братья" из Тэзе не хотят, чтобы от них требовали разрыва с "родной Церковью", но они сами не колеблясь, требуют от католиков отречения от своей Церкви, она же — истинная Церковь Христова. Тезис "примирения, « выдвинутый Тэзе, в действительности представляет собой для католика побуждение к апостазии. Одновременная двойная принадлежность к Католической Церкви и к так называемым "церквам" протестантским, безразличное посещение и католических, и протестантских храмов может быть приемлемо для протестанта, ибо это не ставит его перед противоречием лжеучениям "реформаторов". Мать Роже Шютца, видя, как её муж, протестантский пастор, посещает католические церкви, не слишком-то удивлялась, ограничиваясь констатацией: "Мой муж — мистик — ему нужна молитва в церкви" (стр. 209). Это был всего лишь каприз и не более. Поскольку в действительности, по учению "реформаторов" и их учеников:
1) Христос не основывал никакой видимой Церкви; правовая организация Церкви, даже вселенской, — дело сугубо человеческое;
2) Субъективным и необходимым условием спасения не
является вера в Богооткровенную истину (вера богословская или догматическая), но только вера в Божественное Милосердие;
3) Поскольку оправдание стяжается только верою, каждый христианин имеет в себе самом все средства, необходимые для спасения и не нуждается в посредничестве Церкви или спасительных средствах переданных Христом Католической Церкви.
В противоположность вышесказанному, вера католическая и Божественная говорит, что:
1) Церковь, основанная Христом, есть видимое общество, члены которого исповедают одну и ту же веру (единство веры), пользуются одними и теми же средствами спасения (единство культа) и подчинены тому же руководству (единство общения);
2) Чтобы быть спасенным необходима теологическая (или догматическая) вера, основанная на веровании в Богооткровенные истины, на основании авторитета Бога, Который их открыл (см. анафематизм в Dz 1562);
3) Дабы сподобиться спасения, необходима (необходимость средства) принадлежность к единственной истинной Церкви Христовой ("Вне церкви нет спасения" ["Extra Ecclesiam nulla salus"]), и сия Церковь, которая существовала всегда (вечность) есть Церковь Католическая, Апостольская и Римская, которая свою вечность (имеется в виду непрерывность во времени С МОМЕНТА основания ХРИСТОМ. — Пер.) и свое основание выводит от единства Петра и его преемников (Dz 1921).
Отсюда следует, что католик не может безразлично принадлежать или посещать и католическую, и протестантскую церковь, ни участвовать в обрядах и католических, и протестантских, не отрекаясь тем самым от своей католической веры.
Призыв к "примирению" посредством принадлежности к двум вероисповеданиям, проповедываемый "братьями" из Тэзе, наверняка ничем не грозит их протестантской вере, но для католиков представляет собой ни более, ни менее, как приглашение к апостазии (отступничеству).
Макс Туриан, правая рука Р. Шютца, заявил, что он это осознаёт, во время лекции в Учебном Центре им. св. Людовика Французского в Риме 11 марта 1976 г.: "Для протестанта принадлежность к видимой Церкви есть заповедь веры, даже если не исключает некоторых институциональных аспектов. В этом смысле протестант, который убедился бы, что после II Ватиканского Собора Католическая Церковь обрела (!!!) догматическое соответствие с Апостольской Церковью, мог бы начать считать себя членом этой Церкви, не отрекаясь, однако от принадлежности к иной церковной общине. Такая позиция может показаться странной..."
Конечно, странная — для католиков, не знакомых с заблуждениями Реформации, но не для протестантов из Тэзе, которые очень хорошо знают, чего хотят.
СТРАТЕГИЯ
Этот призыв к апостазии, естественно, не представляется католикам столь брутальным образом. Наоборот, он элегантно закамуфлирован.
Стратегия Р. Шютца и его "братьев" основывается на:
1)Избегании всякой теологической проблематики;
2)На акцентировании эмоциональных и гуманитарных мотивов "примирения".
Шютц доходит даже до демонстрирования полного отсутствия богословской подготовки. Говоря о занятиях теологией, в которых он принимал участие в протестантских университетах в Лозанне и Страсбурге, он признаётся, что чувствовал себя "мало приготовленным к штудиям, в которые ввязался" (стр. 31).
" Я был перенесён, - говорит он, - "в неведомый мир, мир в котором я немногое понимал и которого не выбирал. Кто-то заметил мне однажды, что я напоминал человека пришедшего на концерт, не зная музыки. И это была правда" (стр. 32).
Вывод: если не считать курса истории, касавшегося Лютера и Реформации, его "теология как таковая не интересовала"
(стр. 32).
Стратегия сентиментализма была подсказана руководителю Тэзе кард. Монтини (будущий Папа Павел VI. — Пер.), который, будучи статс-секретарём, завязал с бр. Роже "духовную дружбу". Представляя брата Роже Пию XII, он посоветовал ему не пытаться сблизиться с Папой на доктринально-догматическом уровне, поскольку Пий XII был богословом и в этой материи имел свои весьма ясные взгляды. Но он был также пастырем и в этом качестве мог его выслушать, а значит, брат Роже старался тронуть его пастырское сердце (стр. 67).
Стратегия сентиментализма по сей день — стратегия Р. Шютца, Тэзе и его "братии". Что такое вера для Р. Шютца? "Бога ощущаем сердцем, а не разумом" (стр. 25). Что такое Церковь для харизматического лидера Тэзе? "Местом поэзии, вот чем должна быть Церковь" (стр. 9). А вера? "Единство в многообразии" (стр. 99). Многообразие, естественно, доктринальное (это тезис, который он представляет в одной из своих книг, носящей, кстати, такое же название). А папство? "Папское служение единства /?/ ... Не на вершине пирамиды, не во главе, как главарь, поскольку Глава Церкви — Христос, но в сердце» (стр. 115).
А вот как он предлагает решить проблему христианского единства: "Нам всем брошен вызов страданиями современного мира. Помимо ран человечества, разделения между христианами для нас невыносимы. Отречёмся ли мы от разделений, освобождаясь от взаимного страха? Поскольку мы отличаемся во всём, зачем выяснять, кто ошибался, а кто был прав." Это сознательное отвержение разума. И, несмотря на это, за этой мнимой богословской пустотой, за показушным сентиментализмом существует соответствие с протестантизмом, которое может скрыться только от пустых и поверхностных умов.
ЭТО НЕ ВАЖНО, НО...
Тэзе — не что-то важное. Точнее говоря, речь не шла бы о важной вещи, если бы многие епископы, священники и монахи своей позицией не возбуждали бы в верующих доверия, делающего их беззащитными перед заблуждениями Р. Шютца и его "братьев". Отсюда берёт начало прискорбное явление, заключающееся в том, что столько молодёжи спешит в Тэзе и Рим, чтобы поддаться промыванию мозгов и чтобы выклянчить немного снеди, которая, однако, не может утолить их духовного голода. Этот факт вопиет о каре для пастырей Церкви, ибо хотя он является доказательством присущей молодёжи жажды Абсолюта, но, с другой стороны, приоткрывает духовный упадок современных католиков, которым уже не дают "хлеба истины" (см. новые катехизисы).
Те самые пастыри, коим Христос доверил залог веры и душепопечение, побуждают молодёжь к принятию (по крайней мере, на практике) того приглашения к апостазии, которое делают им "братья" из Тэзе.
ТЭЗЕ ОСУЖДЕНО ЦЕРКОВНЫМ УЧИТЕЛЬСТВОМ
Ересь "основных положений"
В своей книге "Единство в многообразии" Р. Шютц, харизматичный лидер Тэзе, "старался представить позитивное видение плюрализма, который, по крайней мере, для некоторой группы католиков, стал после II Ватиканского Собора источником беспокойства. "Плюрализм в жизни Церкви", — пишет Р. Шютц, — "не обязательно приводит к распаду, но, наоборот, может быть конструктивным". Он опирался на тезис Собора, который его потряс: в христианской вере есть "иерархия истин". Не все элементы христианской веры имеют одинаковую важность, некоторые основные, иные второстепенны. Эта уверенность даёт нам ключ к надежде примирения"(К. Spink, стр. 99). Подобный тезис проповедовали уже сторонники протестантского экуменизма (панхристианства), а теперь он предлагается в Тэзе от имени II Ватиканского Собора католикам. Этот взгляд, именуемый ересью "основных положений", осудил Пий XI в своей знаменитой энциклике об истинном единстве религии "Mortalium Animos":
"Кроме того, в том что касается предметов веры, различения сего никогда не дозволено употреблять, что разницу между положениями веры, так называемыми фундаментальными и нефундаментальными ввести изволяет и будто бы первые должны быть приняты всеми, вторые можно предоставить согласию верных; нельзя, ибо сверхъестественная добродетель веры имеет своей формальной причиной авторитет Бога открывающего и не может подвергаться различениям такого рода. Поэтому все воистину сущие Христовыми, которые, например, пребывают в вере в Пресв. Троицу, также догмата о Непорочном Зачатии Богородицы держатся, а равно верующие в Боговоплощение также и в безошибочное Римского Папы учительство веруют, в том, конечно же, смысле, как Вселенским Ватиканским Собором определено. Ибо если эти истины в те или иные века были определены и санкционированы торжественным постановлением Церкви,
то почему бы им не быть равно несомненными, равно достойными веры; не Бог ли их все открыл?"
(Продолжение следует)

Епископ Бернард Тиссье де Малере (FSSPX)

Hosted by uCoz