О Старой и Новой Мессе  

Недавний ватиканский документ (1984 г. – Ред.), разрешивший при определенных условиях служение Мессы Св.Пия V, вновь обострил борьбу мнений, разделяющих католиков: Месса Павла VI или Месса Св.Пия V?

В 1969, когда был введен новый Миссал Павла VI, можно было предположить, что противостояние этому измененному чинопоследованию вызвано ностальгией некоторых консервативно настроенных людей, и что оно понемногу сойдет на нет. Однако следует признать, что, спустя пятнадцать лет, это противостояние не только усилилось, но и охватило собою все страны и все поколения. Так что иногда некоторые молодые люди проявляют свое неприятие новой литургии более радикальным образом, нежели их родители. Следовательно, проблема продолжает оставаться реальностью.

Причина этого неприятия не состоит, как иногда думают, в латинском языке. Она лежит гораздо глубже и затрагивает основы религии и католической веры.

Какова в конечном счете цель религии? Вести людей к Богу, соединять их с Богом. По ту сторону рутины повседневной жизни, по ту сторону обыденности и материализма, по ту сторону человеческого существования, даже по ту сторону идеалов справедливости и улучшения мiра находится сверхприродная жизнь, общение с Богом. Через священнодействия мы идем к Богу, и Бог нисходит к нам. Идти к Богу – это значит молиться, воздавать хвалу и благодарение, просить об оставлении грехов. Одновременно Бог нисходит к нам и мы тянемся к Нему, благодаря данной нам благодати, которая делает нас «причастниками Божеского естества» (II Петр. 1,4).

Поэтому Месса является центральным действом нашей религии. В ней и через нее человек общается с Богом. Месса – это луч между небом и землей. Во время Мессы человек воздает честь величию Бога, искупает свои грехи и приобщается к сверхприродной, жизни. Это удивительная тайна, превосходящая наш разум, тайна Богочеловеческая, тайна священная. Намереваться всё понять в Мессе – это значит, ничего не понять. Поэтому Месса не является общинным собранием, трапезой или чисто человеческим праздником. Это священная церемония, где все действия, предметы, песнопения и т.д. выражают, символизируют и совершают эту сверхприродную тайну хвалы Богу и освящения людей. Конечно, в ней имеется нечто от общинного собрания, от праздника, но не является ее сущностью.

Посмотрим теперь, как противостоят друг другу в связи с этим два чина Мессы. Традиционная Месса Новая Месса
Всё совершается в строго установленном порядке, в соответствии с традицией, идущей от Бога, Его Апостолов и их преемников. Песнопения, предметы культа, одеяния, внушающие почтение к Богу, безмолвие, возносящее к Нему души и обнаруживающее величие совершаемой Жертвы. Служитель и собрание обращены ко Кресту и к Святым Дарам. Месса обращена к Богу, служится для Бога и возносит человека к Богу. Большая часть Мессы открыта для импровизации. Служитель и собрание выбирают тексты и церемонии, и даже придумывают их. Безмолвие почти отсутствует. Предметы культа, песнопения профанируются, служитель и собрание обращены лицом друг к другу пли находятся в кругу. Месса обращена к человеку и служится для человека.
Сосредоточие нашей католической веры – Иисус Христос, истинный Бог и человек. Он раз и навсегда стал посредником между Богом и людьми. Ради этого он принес Себя в жертву через Свою смерть на Кресте. Его Крестная смерть является, следовательно, главнейшим религиозным актом: это Жертвоприношение, воздающее хвалу Богу и дарующее человеку оставление грехов: Агнец Божий, взявший грехи мiра...Таким образом, эта Крестная смерть, это Жертвоприношение – центральное действие нашей веры. Христа больше нет на земле. Он воскрес и восшел на небеса. Необходимо, однако, чтобы Его Жертвоприношение продолжало совершаться на земле. И это Жертвоприношение совершается: им является Месса. Следовательно, Месса – не воспоминание Тайной Вечери в Великий Четверг и смерти Христа на Кресте. Месса является тем же самым, что и Крестная жертва. Это не новая смерть Христа, но та самая Его смерть на Голгофе, возобновляющаяся сегодня. Каким образом? При помощи литургических церемоний, в особенности при произнесении установительных слов над хлебом и вином.

Непостижимо? Абсурдно? Нет. Таинственно? Да. Эта тайна превосходит нас. Подобно иудеям мы можем сказать: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6,60). Но религия без тайны пуста и бессмысленна. Можно принять эту тайну. Можно отвергнуть. Но, если она отвергается, то это уже больше не католическая вера.

Посмотрим же теперь,как оба чинопоследования ведут себя перед лицом той истины, что Месса не является только воспоминанием, но Крестной Жертвой, приносимой ныне на алтарях во хвалу Богу и во оставление грехов живых и мертвых. Установительные слова («Сие есть Тело Мое...») произносятся торжественно и неизменно. Они – знак происходящего в настоящее время. Установительные слова произносятся как бы в процессе рассказа о Великом Четверге. Они – знак происшедшего в прошлом.
Присутствует большое количество крестных знамений. Большинство крестных знамений отменено.
Литургические молитвы не перестают утверждать ту истину, что Месса – это принесение в жертву Христа, Его смерть на Кресте за живых и мертвых, а не принесение в жертву хлеба и вина. Большая часть молитв упразднена или заменена другими, которые не говорят больше о Жертве Христовой, оставлении грехов, плодах Мессы для живых и мертвых, или же говорят очень двусмысленно. Это зависит от выбираемых текстов, которые весьма изменчивы.
Это присутствие Крестной Жертвы предполагает реальное присутствие Христа. Гостия и то, что находится в чаше, не являются уже хлебом и виной, но истинными Божественными Телом и Кровью Иисуса Христа. Многочисленные коленопреклонения, одно из которых совершается после пресуществления. Возношение. Принятие причастия на коленях и в уста, из рук священника. Возношение скорее является обычной демонстрацией. Многочисленные коленопреклонения отменены. Причастие кем угодно и как угодно, стоящим, в руки, не говоря уже о различных скандалах, когда Гостий попираются ногами, раздаются всем без разбора и т.д.
Через кого осуществляется присутствие Христа? Не через собрание верных, но через священника, посвященного человека, отличающегося от других людей. Священник обладает особой властью действовать вместо Христа, произнося те же слова, что и Он: священник не говорит: «Сие есть Тело Христово», но: «Сие есть Тело Мое»: он не рассказывает историю Тайной Вечери в Великий Четверг, но он совершает, но что совершил Иисус Христос. Установительные слова произносятся тихо, ибо произнесение их возлагается только на священника. Всё произносится громко, как будто священник является единственно председателем собрания, говорящим от имени всех.
Священник стоит между верными и алтарем, как посредник между Богом и людьми. Все окружают алтарь. Священник только председательствует.
Священник читает исповедание грехов в начале Мессы, после него это делают верные. Многие молитвы предназначены только священнику. Он один причащается под обоими видами. Все молитвы с самого начала общие. Священник всё говорит громко, выражаясь от имени всех. Нет больше разницы между причащением священика и причащением верных.
Установительные слова произносятся отдельно от остального текста. Это Христос говорит устами священника. Установительные слова включены в повествование о том, что Христос совершил, как будто это не совершается в настоящий момент.
Теперь каждый может дать себе отчет в значительной разнице, имеющейся между двумя чинопоследованиями Мессы. Новая литургия более близка к протестантской концепции, чем к католической вере. Кроме того, текст нового чинопоследования предваряется введением, где месса определяется не как Жертвоприношение, но как сакральное действие, собрание, воспоминание; священник рассматривается как председатель собрания, а не как посвященный человек, имеющий особую власть; истинное присутствие Христа в Евхаристии смешивается с Его духовным присутствием в собрании верных или на страницах Св.Писания. Это нововведение не соответствует традиционному учению Церкви.

Вполне понятно, что некоторые католики, желающие остаться верными традиционному учению, задают себе множество вопросов касательно нового чина Мессы, очень близкого к протестантскому пониманию. Недаром многие протестантские пасторы заявляют, что, рассматривая как неприемлемый текст Мессы Св.Пия V, они могли бы пользоваться новым текстом.

Итак. чтобы прийти к единству с протестантами, внесли раздор в среду католиков.


Несколько возражений, могущих возникнуть
Как Св.Пий V утвердил чин Мессы в XVI в. так и Павел VI мог сделать то же самое в XX в. Папе принадлежит определение литургических Форм. И это не первая литургическая реформа в церкви.

Ответ: Ни одна реформа не была столь радикальна, как реформа Павла VI. Всего за несколько лет переделаны все последования Таинств. Новый чин Мессы коренным образом противостоит старому. Остальные реформы тоже плохо гармонируют с традицией.

Чин Мессы, утвержденный Св.Пием V восходит, с большой точностью, к Св.Григорию Великому (VI в.) и далее к Апостолам. Св.Пий V всего лишь кодифицировал тысячелетние обычаи Церкви. Новая Месса, напротив, была измышлена и сфабрикована из разнородных частей, без согласования с традицией, экспертной комиссией в сотрудничестве с шестью протестантскими пасторами.

Отказ от Новой Мессы – это непослушание Папе и, следовательно, раскол

Ответ: Отказывающиеся от новой Мессы не ставят целью создание новой Церкви. Они признают власть Папы и Епископов. Они повинуются им в той мере, насколько это возможно.

В столь трудной и исключительном положении нельзя ограничиваться лозунгами или возражениями. Должно не спеша и с благоразумием обдумать возникшую проблему. (Нельзя оценивать сегодняшнюю Церковь также, как оценивали ее во времена Св.Пия X или Пия XII, во времена наших великих отцов.)

Существуют принципы, которые неизменны: Папа – глава Церкви и имеет право требовать послушания. Отдельные лица не могут его судить. Он безошибочен при определенных условиях. Но обстоятельства изменяются. Папа может допустить ошибки в своем управлении, даже в своем учении, когда условия при которых он безошибочен не выполнены. Быть католиком – это не значит верить во всё и делать всё, что говорит Папа. Св.Афанасий ослушался и был отлучен Папой Либерием. Мысль: «не думайте, ваши настоятели и епископы думают за вас» – неприемлема. Новый чин Мессы представляется уклоняющимся от нормы и уподобляющимся протестантской вечере. Не является схизматиком тот, кто не решается принять эту новую литургию, ибо положение весьма не ясно. Как минимум, он допускает сомнение.

Hosted by uCoz