"По всему земному, где сильнее, где слабее, ведётся борьба против Церкви и блаженства душ. Враг появляется в разнообразных одеждах и под разными именами. Глядя на расползающееся зло, душа сжимается от скорби. До чего всё докатится... Что будет через несколько лет? Хотел бы я одним глазком заглянуть в будущее: найдётся ли в нём ещё проблеск света?"
Св. Максимилиан-Мария Кольбе
Феномен Меджугорья
Меджугорье - маленькое село в Хорватии. Из-за «явлений Госпы», продолжающихся с 1981 г., Меджугорье стало известно всему миру. В день 24 июня 1981 г. на холме рядом с Меджугорьем три девушки - Иванка (род. 1966),Мирьяна (род. 1965) и Вицка (род. 1964) увидели призрак, который назвали Матерью Божией. Позже к трём девочкам присоединились также Иван (род. 1965), Мария (род. 1965) и Яков (род. 1971); они также увидели этот призрак. С тех пор и по сей день все шестеро видят «Матерь Божию» ежедневно. «Они получают послания, чтобы передавать их всему миру, а также 10 тайн, большая часть которых касается будущего мира и Церкви». Однако некоторые утверждают, что происхождение меджугорских видений относится уже к маю 1981 г. Тогда на харизматическом конгрессе, в котором участвовал и будущий покровитель «визионеров из Меджугорья» о. Томислав Власич, всемирно известные харизматики с. Маккенна и о. Тардифф предвидели «явления» в Меджугорье. С. Маккенна утверждает, что у неё было видение о. Власича, сидящего на троне посреди множества верующих. Присутствовавший на конгрессе о. Тардифф сказал о. Власичу: «Не бойся, посылаю тебе Матерь».
Псевдопослания из Меджугорья были распространены по всему миру. (...) В это место совершают паломничества толпы верующих со всего мира. В 1981-1998 гг. там побывало более 20 млн. паломников, в т.ч. 45 тыс. священников, более 200 епископов и 10 кардиналов.
Содержание «явлений»
Одно из первых и одновременно основных возражений против «явлений» в Меджугорье - это непокорность «визионеров» и их попечителей-францисканцев поместному ординарному епископу. Конфликт францисканцев с епископом Мостара продолжается ещё с 20-х гг. нашего столетия (ХХ-го - прим. пер.). Во время турецкой оккупации этих территорий диоцезиальное духовенство было изгнано, а функции душ-пастырей приняли на себя францисканцы. В 20-х годах Апостольский Престол постановил восстановить приходские структуры диоцеза, уничтоженные ранее турками. Францисканцев попросили сложить с себя управление многими приходами, но они не захотели признавать решения Апостольского Престола, и всё закончилось не более не менее, как запретом в служении и изгнанием из ордена двоих францисканцев - о.о. Прусины и Вего. Позже «Госпа» поддержала наказанных монахов, назвав их «истинными святыми» и призвав епископа к «обращению». Прежний ординарный епископ диоцеза Мостар монс. Занич заключил, что это - один из главных аргументов того, что «явления» в Меджугорье не происходят от Бога, потому что Матерь Божия не могла бы пожелать бунта против законной церковной иерархии. Даже благосклонный к Меджугорью кардинал Франьо Франич признал, что это «большое заблуждение», ибо францисканцы, ссылаясь на «Матерь Божию», пренебрегли решением епископа и продолжают совершать Таинства.
Вещи, несовместимые с католической верой, - лейтмотив «явлений». Уже в том, как призрак определяет себя, видно несогласие с учением Церкви: «Ветер - мой знак. Я прихожу в ветре. Когда дует ветер, знайте, что я с вами. (...) Я с вами в ветре». В другой раз, в послании от 1 октября 1981 г., «Госпа» расписывается в своём экуменизме: «Все религии равны, и в любой религии можно достичь спасения. Это люди создали разделения между религиями, а Бог царствует над ними над всеми. Необходимо уважать исповедание каждого и его совесть. Дух Божий действует во всех общинах, хотя и не везде одинаково сильно». 24 июля 1982 г. «Госпа», вопреки вере в воскресение тел, говорит, что «после смерти тело, ушедшее с земли, подлежит разложению и никогда не оживёт. Человек получит (другое) преображённое тело». В другой раз (22 августа 1981 г.) она говорит, что «Иисус был гоним за Свою веру», что можно интерпретировать так, что Господь Иисус не был Богом, тогда как Христос Господь принял мученическую смерть ради нашего спасения, а не стал жертвой религиозных гонений. В другом «явлении» (25 июня 1981 г.) «Госпа» требовала установить в день 25 июня праздник Царицы Мира. Никогда ранее в истории Церкви не было случая, чтобы Матерь Божия выражала пожелание установления собственного праздника. В день 24 июня 1986 г. призрак дал каждому из присутствующих в Меджугорье «особое благословение». Каждый паломник может давать его другим, те следующим и т.д. Это «благословение» состоит в возложении рук на голову или нанесении на лоб крестика и одновременном, строго мысленном, произнесении формулы: «Даю тебе особое благословение Матери Божией Царицы Мира из Меджугорья, а ты передай его другим. В сей момент, ты получаешь материнскую благодать Марии, силу обращения и исцеления духовного и физического. Отныне живи (её) главным посланием и призывами...». Это выглядит, как пародия на рукоположение в священники либо как какое-то «сверхтаинство». О. Власич утверждает, что это «благословение - наибольший из даров, данных Госпой Меджугорью, больший, чем послания». Поразительно сходство с «нашей» польской Олавой, где «визионер» тоже даёт подобные «благословения».
Кроме этого, в этих «явлениях» полно противоречий. Иногда доходит до смешного: вначале «визионеры» утверждали, что «Матерь Божия» придёт к ним ещё три раза, но вот прошло уже 18 лет с первого появления «Госпы», а конца «явлениям» не видать. Её «явления» будут, наверное, продолжаться до смерти «визионеров», самому старшему из которых уже почти 35 лет! Процитируем ещё раз кардинала Франича: «Необходимо заняться серьёзным критическим исследованием содержания и формы послания. Молодые свидетели «явлений» не всегда дословно передают послания Матери Божией, временами они высказывают собственные мысли, неоднократно они слово в слово повторяли послания, полученные год или три года назад». Также «визионеры» задают «Госпе» многочисленные вопросы. Часто «явление» заключается в беседе с «Госпой». Мы имеем дело с чем-то вроде карикатуры на Матерь Божию: вместо смиренной Непорочной, Которую мы знаем по Святому Писанию или по истинным явлениям в Лурде или Фатиме, появляется словоохотливая «Госпа». Она даёт ответы на абсурдные вопросы, вроде: «Кто станет чемпионом Югославии по футболу?» или: «Где моё пропавшее колечко?». Она возбуждала у «визионеров» страх и ужас. О. Юзеф Варшавский 51, занимавшийся «явлениями» Гарабандала и Меджугорья, рассказал однажды, как во время одного из меджугорских «явлений» «Госпа», к ужасу «визионеров», показала детям видение сатаны, приняв его облик!
Противоположность Фатимы
На вопрос, не представляет ли оно угрозы для Фатимы, сторонники Меджугорья отвечают, что «в Лурде было утро, в Фатиме полдень, а в Меджугорье - вечер». Это служит доказательством того, что все три явления дополняют друг друга. По мнению о. Славко Барбарича, «Матерь Божия» в Меджугорье приходит с той же целью, что и в Фатиме, но «в несколько изменённом ритме, приспособленном к нашему собственному современному ритму». Он полагает, что не имеет смысла ездить «куда-то далеко», в «отдалённые места» (в Фатиму и Лурд - прим. авт.), когда есть святыня Матери Божией у себя дома (речь идет, несомненно, о Меджугорье - прим. авт.).
О. Ян Войтович в своей книге «Проблема Меджугорья», чуть ли не единственной во всей Польше книги с такой позицией, анализирует меджугорские «явления», используя богословские критерии. Автор приходит к выводу, что они происходят от злого духа. О. Войтович пишет, что непосредственная цель меджугорских явлений - «смирить, отодвинуть в тень Фатиму и Лурд и преуменьшить их значение, прежде всего посредством продолжительности и постоянной актуальности явлений, творящей сенсацию и играющей на человеческом любопытстве, особенно к необычному, и организованной, всё более мощной пропаганды. Их результат и цель - отвлечь потоки паломников от Лурда и Фатимы, где «не происходит ничего интересного», перенаправить их в Меджугорье и сделать из них слепо преданных «исповедников» и пропагандистов горделивого меджугорского «Ветра». Это и есть «тайный план» жаждущей почестей гордыни, «план, которого вы никогда не разгадаете» и о котором Призрак так часто вспоминает».
Действительно, тот факт, что «явления» в Меджугорье продолжаются так долго, своей сенсационностью привлекает паломников. В свете этого видна противоположность Меджугорья Лурду» Ля-Салетт, Фатиме, где явления длились недолго, а содержание их посла-ний было ясным и конкретным. Также огромна разница жизни визионеров. Жизнь св. Бернадетты отличала величайшая скромность. Жасинта и Франсишку из Фатимы стали для нас примерами для подражания; смиренная сестра Лусия сокрыта в стенах монастыря. А какую жизнь ведут «визионеры» из Меджугорья? Ни один из них не выбрал ни монашества, ни священства. Известны и ложь «визионеров» из Меджугорья, и дурачества Якова во время Св. Мессы; Иванка вышла замуж и делает бизнес в баре для паломников... Их попечители, о.о. Власич и Вего, также не заслуживают называться «истинными святыми», как говорит «Госпа». О. Власич стал отцом ребёнка монахини, а о. Вего оставил священство и живёт в сожительстве с другой сестрой. «Явления» в Меджугорье с избытком характеризуются уже тем, что начались они с греха: будущие «визионерки» собрались вместе, чтобы тайком покурить, а мальчик в это время воровал у соседа яблоки. Почти то же самое было в Гарабандале: там тоже всё началось с кражи яблок.
Каноническое расследование и вердикт Церкви
Епископ Павао Занич распорядился провести в Меджугорье каноническое расследование. Первое проведённое диоцезиальной комиссией расследование имело место в 1983-84 гг. Первые результаты были обнародованы 24 марта 1984 г. Вот что в них написано:
1. Избегать некритических и похвальных заявлений и публикаций на предмет «явлений».
2. Не следует организовывать паломничеств в Меджугорье.
3. Никоим образом не выделять свидетелей «явлений» и не допускать их выступлений в церквах до выхода официального постановления.
4. Воздерживаться от комментариев в прессе.
С 18 января 1987 г. по 10 марта 1991 г. проблемой занималась также Комиссия Епископата Югославии, которая заявила о невозможности утверждать, что в Меджугорье имели место видения и явления сверхъестественного происхождения.
23 марта 1996 г. слово взяла Конгрегация Вероучения, напомнившая о постановлении Епископата Югославии от 1991 г. В послании Конгрегации говорится:
«Из сказанного следует, что не должно организовывать ни приходских, ни диоцезиальных официальных паломничеств в Меджугорье в качестве места подлинных явлений Марии, ибо это не согласуется с тем, что ранее подтвердили в процитированном нами заявлении епископы бывшей Югославии».
2 октября 1997 г. ординарный епископ Мостара Радко Перич отвечал на вопросы главного редактора журнала "Famille Chretienne" о Меджугорье:
«Если речь идёт о том, каково отношение вышеназванной диоцезиальной курии к так называемым видениям или явлениям в Меджугорье, и в особенности о “Non constat de super-naturalitate” (Нет уверенности в их 68 сверхъестественности) или ''Constat de non supernaturalitate’(Есть уверенность в их естественности), могу сказать следующее:
1. Вторая диоцезиальная комиссия, работавшая с 1984 по 1986 г., 2 мая 1986 г. проголосовала подавляющим большинством голосов за заключение ‘Non constat de super-naturalitate’ (И «за», 2 «против», 1 недействительный, 1 воздержался).
2. Декларация Конференции Епископата 1991 г. гласит: «На основании расследований, проведенных по настоящее время, невозможно утверждать, что мы имеем дело со сверхъестественным видением или явлением».
3. Конгрегация Вероучения, полностью процитировав Декларацию Епископов бывшей Югославии, в двух одинаковых посланиях, отправленных Епископату Франции..., говорит: «Из сказанного следует, что не должно организовывать ни приходских, ни диоцезиальных официальных паломничеств в Меджугорье в качестве места подлинных явлений Марии, ибо это не согласуется с тем, что ранее подтвердили в процитированном нами заявлении епископы бывшей Югославии».
4. На основании серьёзного изучения этого дела, проведённого 30 нашими учёными, опираясь на мой собственный пятилетний опыт работы в диоцезе, принимая во внимание связанное с этим делом огорчительное] непослушание, ложь, слетающую время от времени сует «Мадонны», необычайное повторение «посланий» в течение 16 лет, факт, что «духовные руководители» так называемых «видящих» возят их по миру и занимаются их пропагандой, а также то, что «Мадонна» появляется в ответ на fiât («да появится!») «видящих», я прихожу к убеждению и мнению: не только ''Non constat de supernaturalitate'', но и ''Constat de non supernaturalitate".
5. Тем не менее, я буду приветствовать расследования, которые хотела бы предпринять Апостольская Столица как высшая инстанция Католической Церкви, чтобы она вынесла высшее и окончательное суждение по этому делу, заботясь, прежде всего о благе душ, чести Церкви и чести Матери Божией».
(+) Радко Перич
Известно также заявление Конгрегации Вероучения, сделанное для польских епископов, прибывших в апреле 1998 г. в Рим с визитом ad limina.
1. По-прежнему пребывает в силе утверждение, что ничего сверхъестественного в этих явлениях усмотреть невозможно.
2. Должно информировать верных, что Меджугорье — место молитвы, а не явлений.
3. По-прежнему пребывает в силе запрет организации официальных паломничеств.
4. То, что говорит особа, именующая себя «Госпой», содержит противоречия и, следовательно, не имеет значения так же, как и позиция и заявления «видящих».
5. Нынешний ординарный епископ Мостара придерживается негативного мнения.
6. Перед лицом широко распространившейся пропаганды и народных паломничеств дело оказывается серьёзным и деликатным и требует взвешенных поступков.
Реакция
Епископ Павао Занич (...) пишет:
«Нашлись, однако, те, кто поспешил, побежал впереди суждения Церкви. Они огласили «чудеса и сверхприродные явления», а с алтарей говорили о частных откровениях, что запрещено до того, как Церковь признает эти откровения подлинными. Из этих самых соображений многие воздержались от организации паломничеств, дожидаясь суждения Церкви. Вначале комиссия по делам Меджугорья разослала 24 марта 1984 г. предостережение- безрезультатно. Затем, в октябре того же года, Комиссия Епископов запретила организацию официальных паломничеств в Меджугорье - тщетно. Затем, 23 мая 1985 г. в Риме Конгрегация Вероучения отправила Конференции Итальянских Епископов послание с просьбой предпринять усилия ради ограничения организованных паломничеств из Италии в Меджугорье. Снова напрасно. Наконец, Его Высокопреосвященство кардинал Франьо Кухарич и я лично от имени Конференции Епископов Югославии 9 января 1987 г. огласили публичную декларацию: «Не допускаются организация паломничеств и иные мероприятия, мотивированные сверхприродным характером, который можно было бы приписывать событиям в Меджугорье». Это декларация наибольшего значения в Церкви, и её обязаны уважать».
К сожалению, ситуация, описанная в письме епископа Занича, не изменилась даже тогда, когда его преемник епископ Перич объявил, что «явления» Меджугорья не сверхъестественны. По-прежнему в Меджугорье тянутся паломничества со всего мира, в том числе из Польши. На стенах одной из краковских церквей каждые несколько дней вывешивают новое «послание» из Меджугорья. Польские приходы организуют паломничества, тем же занимается и Радио Мария. К пропаганде Меджугорья присоединился даже прелат Шимборский, душпастырь индультовой группы (Служит Св. Мессу по Тридентскому обряду по особому "снисходительному" разрешению) из Варшавы. Также и многие иерархи Церкви игнорируют постановления ординарного епископа и Святого Престола. Примером этого может послужить архиепископ Венский кардинал Кристофер Шёнборн, опубликовавший в своей книге "Danke Maria" шестнадцать свидетельств людей, выбравших священническую или монашескую жизнь благодаря поездке в Меджугорье. По его мнению, это должно служить подтверждением истинности этих «явлений». Пропагандисты Меджугорья тщательно записывают каждый жест одобрения со стороны иерархии; не остались без их внимания и позитивные заявления польских иерархов -кардинала Юзефа Глемпа и епископа Збигнева Крашевского.
Вся «афера» вокруг Меджугорья - ещё одна лакмусовая бумажка истинного единства Католической Церкви. Каждый из епископатов обязан откликнуться на призывы Святого Престола и запретить паломничества в Меджугорья. В интересах Церкви и спасения душ было бы хорошо, чтобы Апостольская Столица откликнулась на призыв епископа Перича и как можно скорее окончательно осудила Меджугорье.
Slayvomir Cenckewicz
Medjugorie antyteza Fatimy//Журнал
"Zawsze Wterni". 1999. Nr.26.
Пер. с польского. (c) "Молись за нас"
|