Письмо девушке...  

Дорогая X...!
Несколько дней назад я с благодарностью получил твое письмо. Мне было очень приятно узнать о том, что упомянутые тобой трудности уже преодолены. Всякий раз не перестаешь удивляться, наблюдая, как время - вместе с благодатью, естественное с помощью сверхъестественного - способно исправлять ошибки людей.
Сегодня я намерен написать тебе более длинное письмо и сразу позволю себе перейти к главной его теме. Поводом к нему послужила дискуссия о форме и содержании, касающаяся непосредственно одежды, которую некоторые из участников духовных занятий не могли обойти стороной и которая, по твоим словам, тебя не очень-то переубедила. К этому стоит добавить то, что в подобных спорах высказываются, как правило, лишь поверхностные суждения, которые сами по себе не могут быть убедительными. Попробуем рассмотреть этот конкретный вопрос основательнее и прежде всего исследовать первопричину.
Из-за чего же происходит непонимание в вопросе, касающемся одежды женщины? Как правило, говорят: "Не понимаю, что же плохого в том, если женщина носит брюки; кроме того, необходимость носить юбку была бы для женщины унижением, выражением неравенства, ограничением свободы. Ведь, в принципе, речь идет о чисто внешнем, а, следовательно, о практическом моменте; почему же не воспользоваться этим практическим преимуществом?"
Теперь мы остановимся на отдельных возражениях и, воспользовавшись случаем, начнем издалека.
Чувства неполноценности и ограничения, которые, как многим кажется, вызваны необходимостью носить юбку, возникают в результате неправильного представления о равенстве. В данном случае смешиваются два понятия, а именно - неравенство и разнородность. Многое понимает человек о сотворении мира и его Создателе, если он правильно понимает принцип разнородности. Наш Бог - Бог порядка, упорядоченности, которая по необходимости включает в себя подчинение и различие. Равенство на горизонтальной плоскости не может создать упорядоченности. Для этого существует вертикальное направление.
Различные способности, склонности, полномочия составляют богатство общества и, не в последнюю очередь, микрообщества, имя которому - семья. Без этих различий в мире царила бы бедность - духовная, человеческая, душевная бедность. И именно для того, чтобы этого избежать, сотворил нас добрый Господь разными: именно для того, чтобы совершеннее выточить человека, даровал ему Бог отца и мать, которые в своем различии и самобытности дополняют друг друга. Отличие женщины от мужчины охватывает всю ее сущность и бытие - вплоть до последней клетки ее тела, вплоть до последнего порыва ее сердца, не говоря уже об образе и способе ее мышления, суждения и желаний.
Физически это различие обусловливает у мужчины выносливость и силу; он должен стойко выдерживать жизненную борьбу за себя и за своих близких, а борьба эта - нелегка. У женщины же оно означает особую приспособленность ее тела к материнству. Предрасположенность мужчины в мире чувств больше направлена вовне; его внутренний мир более устойчив, стабилен и конкретен. Это требуется для жизненной борьбы; в его мышлении преобладает рассудительность, трезвость суждений, граничащая порой с бесчувственностью, черствостью, однако также для него характерно и всестороннее взвешенное суждение. И в нравственно-религиозном аспекте мужчина непременно стремится применить к своей жизни христианское учение и добродетель путем своего энергичного шага извне в мир внешний. Поэтому именно его мы видим стоящим на всех поворотных пунктах в истории не только человечества, но и в истории Церкви. Именно поэтому только мужчине дается сан священника; в первую очередь потому, что глубочайшим смыслом священства является распространение Царствия Божьего по всему миру.
Чувственный мир женщины направлен более вовнутрь; ему свойственна мягкость, кротость, нежность. Женщине это необходимо для реализации ее материнского призвания. Духовный мир женщины также определяется ее заботой о ребенке. Ребенок больше думает о частном, зримом и'' легче всех понимает язык сердца. Поэтому-то и мышление женщины более склонно к осмыслению частного, видимого; она обладает особым чутьем к внутреннему состоянию человека, пресловутым даром проницательности сердца. Женщина закладывает основу духовного мира ребенка, ту основу, на которой зиждется все последующее познание, мышление и суждение, все высоты человеческого духа, вплоть до гениальности, а также вся человеческая культура. Этот труд безмолвен и незаметен, невзрачен, на первый взгляд впрочем, как и любая другая работа'' по созданию основы; однако труд этот подобен подножию горы, поддерживающему общую вершину человеческой духовности. Религиозная жизнь женщины, как и все в ней, также направлена вовнутрь. Смирение, терпение, жертвенная любовь, ничем непоколебимая вера - вот добродетели, столь близкие ее сердцу. В этом она, как правило, превосходит мужчину. Это, опять-таки, имеет важное значение для ребенка: религия и является самым драгоценным, что женщина должна передать ему. Вот ее священническая миссия, которая в свою очередь формирует религиозный внутренний мир ребенка и, наконец, благодаря которой закладывается и реализуется священство мужчины.
Таким образом, мужчина и женщина совершенно равнозначны друг другу и все же, с другой стороны, полностью отличаются друг от друга. И сам по себе никто из них не является неполноценным по отношению к другому. Неполноценной становится всегда какая-либо половина лишь в том случае, если она не дотягивает до того уровня, который от нее требуется Богом: если мужчина является несовершенным и не всесторонне развитым мужчиной и если женщина является не всесторонне развитой и несовершенной женщиной.
Следовательно, женский пол нисколько не станет совершеннее, если будет стремиться как можно больше уподобиться мужчине. Наоборот, тем самым женщина лишь потеряет свою ценность. Точно так же и мужчина потеряет ценность, если будет желать походить на женщину. Женоподобный мужчина в равной степени отвратителен и противен, как и мужеподобная женщина. Бог желал не отождествления, а дополнения. И этот принцип лежит в основе всего без исключения устройства, как природы, так и благодати. Ибо только в этом случае они могут быть способны, идя рука об руку и правильно дополняя друг друга, выполнить ту задачу, которую поставил перед ними Бог, и прийти к общей цели - передать и развить человеческую жизнь.
Итак, в природе предусмотрена разнородность; если же ее игнорировать и пытаться все подогнать под одну уравнивающую схему, тогда, вместо обогащения и цветения, женщина будет претерпевать упадок и унижение, лишившись той благородной природы, дарованной ей Богом. Тут ты, быть может, скажешь, что тебе вполне понятно, что для женщины Бог усмотрел иную задачу, нежели для мужчины, а для ее выполнения также и иные способности, иные задатки; ее сильная сторона не та, что у мужчины. Но какое же все это имеет отношение к чисто внешним, практическим, функциональным вещам, в частности, к одежде? Совершенно прямое и непосредственное отношение, отвечу я тебе, ибо внешняя форма часто является лишь выражением внутреннего отношения или содержания. Внешние формы - признаки внутренних ценностей и, поэтому, не предоставлены сами себе, не свободны определять себя сами и не автономны, но своей сущностью делают наглядным содержание; следовательно, можно сказать: внешняя форма - это отображение содержания. Действительно, "не всегда сутана делает монаха" (французская поговорка). Если она не отражает того, кем он является в действительности, то, по крайней мере, демонстрирует то, кем он должен быть - и этого вполне достаточно, чтобы вызвать чувство глубокого уважения и почтения к нему. То, что внешние формы являются признаками внутреннего содержания, можно рассмотреть на следующем простом примере: во время Мессы мы воздаем хвалу Богу и освящаем наши души. Неужели я не должен принимать в расчет основной закон существования непосредственной связи между формой и содержанием, несмотря на то, что священнику это запрещено, проводить Богослужение в шортах или в тренировочном костюме? Ведь тут, как будто бы, речь идет об исключительно духовно-умственном действии, не о внешней форме... И все-таки каждый чувствует, что такой неподобающий священнику поступок явился бы выражением совершенно неподходящего для Богослужения образа мыслей и убеждений. Для преданной традиции девушки было бы скандалом повстречать на улице священника, облаченного в летнюю одежду. И, тем не менее, для нее ничего не значит появиться в мужской одежде перед священником (или перед кем бы то ни было).
В поведении женщины должна находить выражение ее женственность. Кроме того, она должна гордиться своей женственностью, ибо в ней в полной мере заложены те богатства, которые предусмотрены для женщины. Этот настроенный на внутренний лад, нежный, почти таинственный образ женщины находит свое выражение в ее поведении, а также в ее платье, которое ей так к лицу. "Женщина - это тайна, говорит Св. Павел, - она не должна показывать свою наготу".
Следующий, безусловно, тоже немаловажный аргумент в пользу приличной одежды следует из половых предрасположений обоих полов. Этот аргумент предполагает общечеловеческий факт, а именно то, что мужчина в сексуальном отношении значительно более несдержан, нежели женщина, и если женщина не видит особой привлекательности в непристойных или даже бесстыдных манерах и нарядах, это вовсе не дает ей права считать, что мужчиной это будет воспринято точно так же. Напротив, здесь - слабое место мужчины, его ахиллесова пята, которая в мгновение ока может стать причиной падения этого, кажущегося таким сильным, закованным в латы исполина. Таким образом, если Церковь требует от женщины большей скромности, это вовсе не является несправедливостью, а лишь принятием к сведению этого вышеупомянутого факта. А отсюда следует то, что как плохо поступает мужчина, применяя свою физическую силу с тем, чтобы господствовать над женщиной, так же плохо ведет себя и женщина, когда она (преднамеренно или нет) использует свой женский облик для того, чтобы обезоружить мужчину. Женщина не должна забывать: по своей сути она устроена так, чтобы привлекать к себе взоры, поэтому также и внешние формы должны служить как против слабости мужчины, так и против тщеславия женщины.
Собственно, вопрос, касающийся одежды, прежде всего мыслительного процесса, является интуитивным; к сожалению, благодаря сегодняшнему, отчасти противоестественному стилю жизни, происходит уничтожение интуитивного представления о том, чему полагается быть сообразным с природой, естественным, и осознания того, что является неприличным. Сам по себе этот вопрос об одежде не нуждался бы в долгом теоретическом разъяснении - если бы существовала правильная интуиция. Итак, если она испорчена (а для того, чтобы согласиться с этим фактом, от многих, считающих себя сознательными традиционными католиками, потребуется определенное смирение), то как же можно восстановить эту интуицию? Здесь я позволю дать тебе один конкретный совет: поноси в течение шести месяцев только юбку и, возможно, впоследствии эта утомительная дискуссия станет уже излишней, поскольку тогда ты вновь обретешь подлинную интуицию.
И если вдруг тебе покажется трудным быть так одетой, находясь вне дома, на улице, на работе или там, где твоя одежда также непременно бросается в глаза, подумай о том, что именно сегодня столь важным является личное свидетельство. В эпоху, когда пропало осознание чудесного творческого плана Божьего, в эпоху, когда женщины уже более не понимают сами себя, когда они потеряли тождественность (идентичность) самим себе, потеряв свое предназначение, свою чудесную одухотворенную миссию и свой идеал, - требуется отвага, мужество убежденных женщин, которые вернут женскому облику его
сияние. Это может произойти лишь в том случае, если этот женский облик во всей своей целостности будет отстаиваться, показываться на примере собственной жизни и тем самым будет восстановлен. Благодаря такому мужеству эти женщины одержат победу над человеческим страхом, над духом времени, над всеобщим течением. Даже в том обществе, которое мы называем варварским, женщина никогда не позволяла себе унизить себя до такой степени, чтобы начать носить мужскую одежду. И лишь только вторая половина XX столетия принесла с собой этот скверный обычай вместе со многими другими.
Будущее нашего народа зависит от целомудрия и смирения женщины, ибо, согласно поговорке, народ становится тем, что из него делает женщина.
Я желаю тебе спокойно и без предупреждений обдумать эти мысли и суметь осознать их значение.
Да благословит тебя Господь!
Отец X...

© "Молись за нас"

Hosted by uCoz