Архиепископ Марсель Лефевр и Церковные каноны. Часть 2  

Глава II

Давайте теперь поговорим о теологических основаниях для нашего сопротивления.
Общеизвестно, что "должно повиноваться Богу больше, чем человекам" (Деян. 5, 29), как сказали Петр и Апостолы Синедриону, раз и навсегда поставив на место церковные власти, злоупотребляющие своими полномочиями. Ап. Павел возражал ап. Петру (см. Гал. 2, 11), первому Папе. Св. Григорий I Великий, Папа Римский (на Востоке прозванный Двоесловом) (*ок. 540–†604), толкуя этот пассаж, замечает, что aп. Петр "благодушно выслушал an. Павла <…>. Ибо добрые начальники, чуждые самолюбия, помнят долг смирения и не считают обидным для себя свободное слово даже подчинённых" (Свт. Григорий Двоеслов, "О пастырском служении" (Regulae pastoralis liber, p. II, cap. 9(20); "Христианское чтение", 1847, т. I, стр. 206; PL 77, 43В). А св. Фома Аквинский OP, Doctor Angelicus (Учитель Ангелический), толкуя то же место, ссылаясь на св. Августина, говорит: "Сам Петр преподал пример предстоятельствующим, что если кто-то вдруг случайно и оставит путь истинный, да не презрит обличения подвластных" (Св. Фома Аквинский, "Summa theologiae", Ia – IIае, q, 33, a. 4 ad 2; см. св. Августин, Ер. 82 (19), cap. 2 sub fin., PL 33, 286).
Св. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский, (*293–†373) ни во что не ставил анафему Папы Либерия, первого понтифика-экумениста, отлучившего его в 357 г. за отказ от компромисса с арианами (См. Либерий, Ер. "Studens paci", DS 138). В 1568 г. св. Афанасий был объявлен Папою св. Пием V (см. Пиев Часослов – Breviarium Pianum) Учителем Церкви (о большом авторитете Афанасия высказался ещё Папа Вигилий I в 553 г.). Кард. Гаррон, желая высказаться о Лефевре презрительно, как-то сказал, что последний "строит из себя Афанасия" (abb&#233; D. Marchal, "Mgr. Lefebvre: Vingt ans de combat pour la sacerdoce et la foi 1967 — 1987", Paris, NEL, 1988, p. 14), но роль архиеп. Лефевра и впрямь сравнима с ролью св. Афанасия!
Св. Иероним Стридонский (*347–†419), известный своими экзегетическими работами и латинским переводом Библии ("Вульгата"), толкуя слова прор. Иеремии: "Пророк и священник осквернились: в доме Моем Я нашёл пороки их, говорит Господь" (Иер. 23, 11–12), предсказывает массовое отступничество христианского духовенства в последние времена: "Дом же Христов есть Церковь... Когда же они будут находиться в темноте и на пути скользком, т. е. в заблуждении еретическом, тогда будут вынуждены ко всякому колебанию и падут" (Бл. Иероним, Толк. на Иер., кн. IV, гл. 23; Творения, II изд., Киев, ч. VI, 1905, стр. 405; PL 24, 822 В–С). Был признан Учителем Церкви Папой Бонифацием VIII 20 сентября 1295 г.

У нас, в России, нам неоднократно доводилось слышать как тщились обосновать компромисс с модернизмом злоупотреблением ссылками на прекрасные слова Восточных Отцов Церкви о пользе послушания. Опровергнем это ссылкой на греческого Отца, св. Симеона Нового Богослова (*949–†1022): "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого. Исследуй и сам Божественные Писания, и особенно деятельные писания свв. Отцев, чтоб, с ними сличая то, чему учат тебя учитель и настоятель, мог ты, как в зеркале, видеть, насколько они согласны между собою,– и затем согласное с писаниями усвоять, а несогласное – рассудив добре – отлагать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей.
Всякий не видящий (слепой духовно), если берётся руководить других, есть прелестник, и последующих ему ввергает в ров пагубы, по слову Господа: "слепец слепца аще водит, оба в яму впадут" (Мф. 15, 14)" ("Добротолюбие", М., 1900, т. V, стр. 14). "С 1003 по 1009 год Симеон был в разладе с церковными властями, особенно с синкеллом Стефаном, митрополитом Никомедийским. <…> Стараниями Стефана Симеон был изгнан из Константинополя..." (прот. И. Мейендорф, "Введение в святоотеческое богословие", Нью-Йорк, 1985, стр. 326–327), впоследствии вернувшись. Итак, прелестника (прельстителя) слушать не следует.
Св. Иоанна (Жанна) д''Арк (*ок. 1412–†1431) была несправедливо обвинена в ереси и казнена по приговору инквизиции 30 мая 1431 г. Посмертно реабилитирована Папой Каликстом III в 1455 г., беатифицирована св. Пием X в 1909 г. и канонизирована Бенедиктом XV в 1920 г. Когда инквизиторы лгали, будто Папа на их стороне и спрашивали, подчинится ли она Папе и кардиналам, она отвечала: "Да, первому послужив Господу" (см. кн. С.С. Оболенский, "Жанна – Божья Дева", Paris, YMCA-PRESS, 1988, стр. 423), – что было равнозначно отрицательному ответу, ибо под служением Господу она подразумевала твёрдую веру в аутентичность её частных откровений (см. Там же).
Кардинал Иоанн Торквемада ОР (*1388 – †1468), дядя о. Фомы Торквемады ОР (*ок. 1420–†1498), знаменитого инквизитора, пишет: "Папа может отделится от церковного тела и от коллегии иереев, своею волей, если не соблюдает того, что Вселенская Церковь по апостольскому преданию соблюдает <…> или несоблюдения того, что установили Вселенские Соборы или Апостольский Престол, особенно в отношении Божественного культа, если он не соблюдает того, что содержиться в универсальном обряде церковного поклонения" ("Summa de Ecclesia", lib. IV, p. II, cap. 11).
Отец Иероним Савонарола ОР (*1452 – †1498) был несправедливо осуждён (12 мая 1497 г.) и казнён (23 мая 1498 г.) якобы за непослушание Церкви, а на самом деле за обличение аморальной жизни и гнусных преступлений Папы Александра VI. Реабилитирован посмертно Папою Павлом IV (XVI в.) (см. Н. Тальберг, "История христианской Церкви" М.–Нью-Йорк, 1991, т. II, стр. 12). Во Флоренции на площади "Пьяцца делла Синьория" на медной плите, указывающей место казни Савонаролы, всегда лежат живые цветы.
Кардинал Каэтан ОР (он же Фома де Вио) (*1468–†1534) пишет в своём комментарии на "Сумму Теологии" Аквината: "Личность Папы (persona papae) может отказаться соответствовать должности Папы (officio papae)", добавляя, что "закоснение в таковом поведении может сделать Папу схизматиком через отделение себя от единства с Главой Церкви, Кем есть Христос" (In IIa — IIае, q. 39, a. 1 ad 6).
Отец Франциск Суарес SI (*1541–†1617), один из важнейших авторитетов "Второй Схоластики", коего Папа Павел V наименовал Doctor eximius et pius (Учитель отличный и благочестивый), сказал: "Папа может быть схизматиком, если он не желает иметь единства и уз со всем телом церковным, как он должен, или дерзает отлучить всю Церковь, или если он хочет упразднить все церковные церемонии, одобренные церковными преданиями" (Tract. De Charitate, disp. XII de schizmate, sect. 1).
Кардинал св. Роберт Беллярмин SI (*1542–†1621), признанный Папой Пием XI 17 сентября 1931 Учителем Церкви, замечает: "Итак, так же, как можно противостоять Первосвященнику покушающемуся на тело, можно противостоять и покушающемуся на души или разрушающему гражданский порядок и особо такому, что мог бы разрушить Церковь. Я говорю, что позволено противостоять ему, не выполняя его приказаний и препятствуя исполнению его воли, не дозволено однако судить его, наказывать его, либо низлагать его, ибо сие суть акты надлежащие начальствующим" ("De Romano Pontifice", lib. II, cap. 29, resp. ad 7).
Первая часть данного высказывания обличает Братство св. Петра, вторая – седевакантистов (лиц самочинно объявивших Пап Павла VI, Иоанна Павла I, Иоанна Павла II Бенедикта XVI антипапами, а Апостольский Престол вакантным).
Тот же Первый Ватиканский Собор, что определил догмат о папской безошибочности, делает важную оговорку: "Преемникам св. Петра Дух Святый был обетован не для того, чтобы они провозглашали новое учение Им открытое (ео revelante), но чтобы при Его помощи (ео assistente) откровение переданное через Апостолов или залог веры (fidei depositum) свято хранили и верно изъясняли" (I Ватиканский Собор, Догм. Конст. "Pastor Aeternus", гл. IV - DS 3070). Говоря не "ех cathedra", Папа может заблуждаться.
Воистину, как замечает известный русскоязычный католический автор XX века, "Папа не самодержец в Церкви, не сочинитель догматов; он лишь страж, сберегатель и выразитель учения Церкви и тех выводов, которая она делает из истин Откровения. Папа связан соборным голосом предыдущих пап <…>, вероопределениями вселенских соборов, единогласным учением Отцов и богословов, единодушною верою всего церковного народа" (свящ. С. Тышкевич [SI], "Почему католики дорожат Папством?", New-York, 1961, стр. 28).
Святейший Отец Иоанн Павел II сам признаёт, что "вполне справедливо, чтобы Церковь по примеру своего Учителя, Который был ''смирен сердцем'' (Мф. 11, 29), руководилась смирением, чтобы она критически относилась ко всему тому, что касается её человеческого аспекта и её человеческой деятельности и была требовательна к себе самой" (Иоанн Павел II, Энциклика "Redemptor hominis", n. 4).
Таким образом, нельзя считать, будто следует во всём слепо повиноваться Папе. Заведомо неверное решение Папы подлежит игнорированию и отвержению. Естественно, всё это делается не ради какой-либо земной цели, но только чтобы угодить Богу. Негоже делать святое дело ради самолюбования своим "героизмом". "Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и через то спасти свою душу" ("Духовные упражнения св. Игнатия Лойолы", пер. С. Лихаревой, Краков, 1933, стр. 19). Для этого мы и стараемся противостоять богомерзкому обновленчеству.

Hosted by uCoz