О духовном кризисе Запада (фрагменты брошюры "Экон - Крестовый поход" ) Часть 1  

О духовном кризисе Запада
Перестройка и крушение коммунизма послужили открытию стран Восточной Европы, и особенно России, западному миру. Народы этих стран, пробуждающиеся от духовного сна и неподвижности, причиненных гонениями, сталкиваются теперь с политико-культурным окружением, которое им было чуждо. Пользуясь теперь им дарованной после десятилетий диктатуры свободой, эти народы явно намерены встретить все, что приходит с Запада с распростертыми объятиями, и принимать его стиль жизни. Поэтому следует особенно уведомить христиан о духовном положении Запада, чтобы они не впитали вместе с лучшим и худшее.
Они не знают, что этот свободный Запад в настоящее время повергнут в беспримерный политический и духовный Кризис. В особенности Церковь раздираема глубокими разногласиями. Здесь мы хотим осветить только основные аспекты этого религиозного кризиса.
1. ИСТОКИ
Современный Запад находится в состоянии духовного и политического кризиса, главной причиной которого являются волнения в Католической Церкви, имеющие место на протяжении уже тридцати лет. Невозможно правильно оценить это критическое положение, не ссылаясь на религиозную и политическую историю двух последних веков.
1.1. Отступление Церкви в XVIII и XIX веках
С начала XVIII века, влияние Церкви во Франции, и в целой Европе, уменьшается; причина того не в том, что святость и силы Церкви уменьшаются, но в том, что уменьшается, и исчезает ее влияние в области политики и культуры. Общественная элита удаляется от Церкви, и даже явно вступает с ней в противоречие. Во Франции, из-за влияния Масонства и Философии Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро, и Энциклопедисты), при соучастии правительства Регентства, части дворян, и даже духовенства, приобретают силу антихристианские принципы. Та же самая философия распространяется при поддержке «Просвещенных» монархов и других государствах.
Затем, из-за грандиозного взрыва «Французской» Революции, последствия которой распространяются по всей Европе при помощи наполеоновских войн, Церковь оказывается отстраненной от общественных учреждений, явно и жестоко преследуется. Эта Революция, прежде всего идеологическая и религиозная, распространяет свое вредоносное влияние на всю Европу и даже на Американский континент. Происходят всеобщие потрясения общественных структур, а главное мышления цивилизации. Реставрация монархии во Франции и учреждение «Священного Союза» в Европе ничего не меняют.
Идеал «Декларации Прав Человека» 1789-го года доминирует в мире. Эти Права Человека провозглашают: — абсолютную свободу мысли и слова — абсолютное первенство человеческой личности — абсолютное равенство граждан — абсолютную власть всеобщей воли. Мы должны были бы показать источник и учение этих «Прав Человека». Принципы этой декларации направлены против католического вероучения. И, поэтому, эта декларация была осуждена Папой Пием VI в 1791 году, в «Quod aliquantulurn» и Пием VII, в «Post tam diuturnas», в 1814 году. Папы, вместе со всей католической Традицией, указывают на то, что человеческая личность — не абсолют. Счастье ее - быть покорной Богу и властям Им учрежденными. Человеческая личность, покорна власти Церкви в религиозной области; она покорна политической власти в общественной области; и та самая политическая власть покорна власти Церкви. Принципы Революции - антихристианские в естестве своем. Они выражают возмущение современного ей человека против божественной власти и ее представителей. Эти принципы, правят миром с XIX века.
Можно было бы долго спрашивать себя о причинах этой Революции и поражения Церкви, но дело сделано, и надо это признать. Поэтому нормально то, что католики спрашивают себя: «Почему с XVIII века Церковь отступает? Почему происходит всеобщее отступничество христианских народов? Почему имеет место развитие материализма и безнравственности?» Эти вопросы законны.
1.2. Либеральный Католицизм
Некоторые католики, беспокоящиеся о будущем Церкви и Человечества, дошли до мысли о том, что, если Церковь оспорена Революцией, если она находится все дальше и дальше от нового мира, который строится вопреки ей и против нее, то это происходит из-за того, что, Церковь (по своей вине) вступила в противоречие с духом будущего. Надо найти способ согласовать права человека и Евангелие, Революцию (или дух современного мира) и Церковь. Надо принять этот современный дух в Церковь. Это был либеральный католицизм, самые большие знаменитости которого, во Франции, были Ламеннэ, Монталамбер, Монсеньёр Дюпанлу. Для этих католиков, Церковь найдет свободу и покровительство только в окружении либеральной демократии. Церковь должна согласиться с принципами 1789 года, или свести себя до положения маленькой секты.
Эти либеральные католики на словах допускают Царство Христа и Церкви. Но вместе с тем, они полагают этот идеал, неосуществимым. Как следствие, они фактически отказываются от него, и проповедуют «свободную Церковь в свободном государстве».
Поиск согласия между Церковью и Революцией — это то, чего желали масоны, известные вдохновители Революции. Масонство мечтает о новой Церкви, преданной его идеалам. Оно ищет духовенство, которое, как и оно, проповедовало бы идеологию прав человека и всеобщую, экуменистическую религию, без догматов и без иерархии. «Дело, которое мы начнем — дело не одного дня, не одного месяца, не года; может быть, это дело займет много лет, может быть сто лет [...]. Того что мы должны искать и ждать, как евреи ждут Мессию, — Папу по нашим запросам ... ]. Цело в том, что мы должны этому Папе вырастить поколение достойное царства, о котором мы мечтаем [...]. Пусть духовенство следует за вашим знаменем, считая, что оно идет за знаменем апостольских ключей [...]. Вы будете проповедовать революцию в тиаре и мантии, ходя со крестом и хоругвью, революцию, которой будет достаточно маленькой искры, чтобы она вспыхнула в четырех концах света» (приказы Великого Конвента карбонариев).
Этот идеал практического примирения Церкви и либеральной демократии осужден Папой Григорием XVI, энцикликой Mirari vos.
Несмотря на это осуждение, начиная с XIX века, в Церкви пребывают два духовных общества. Одно, подчиненное Папе и Традиции, Составляющее подавляющее большинство католиков. Другое ищет практического согласия с Революцией. «Широкая трещина впредь разделила католиков на две группы: на тех, чьей первой заботой являлась свобода Церкви и сохранение ее прав в еще христианском обществе, и тех, кто в первую очередь старались определить меру христианства, которую современное общество могло терпеть, чтобы потом побудить Церковь к самоограничению.» (Дом Геранже)
1,3. Вторая половина XIX века
Во второй половине XIX века, Папа продолжает отказываться от этого согласия между революционным идеалом и Церковью, в Энциклике Quanta Cura (1864). Он осуждает следующие предложения: «Мирским властям надлежит определять права Церкви и пределы, внутри которых она может осуществлять эти права» «Церковная власть не имеет права действовать без разрешения и одобрения мирской власти.» «В наше время, не следует более католической религии оставаться единственной государственной религией, и любым другим культам быть исключенным.» «Ложно говорить: общественная свобода любого культа, и инакомыслие приведет к легкой порче умов и нравов и распространению чумы индифферентизма (религиозного безразличия)» «Римскому епископу можно и должно примириться и согласиться с прогрессом, с либерализмом, и с современной цивилизацией». Все эти предложения — осуждены, как противоречащие католическому учению.
И Пий IX, в 1871 году, объявляет французским католикам: «Бывает зло страшнее чем Революция, страшнее чем Коммуна [...]. То, чего я боюсь — плохой политики, католического либерализма, который является истинным бедствием.»
Между тем, во Франции и в других странах, распространяется лаицизм. Французская республика устраивает гонения на Церковь, несмотря на уступки и попытки прийти к соглашению со стороны Папы Льва XIII. И светское гонение, или господство государства над Церковью распространяется на целую Европу и Америку.
Страшнее — либеральный дух проникает и развивается среди католиков, и даже священники становятся сторонниками светской политики, и нейтрального государства, религии человечества, служащей человечеству. В политике это называется «христианская демократия».
И масоны оптимистично заявляют: «Есть средство, которое намного быстрее осуществит (в мире) проникновение современных идей; это — развитие христианской демократии [...]; христианская демократия — клин, который расширит отверстие, через которое наши идеи проникнут в плотную глыбу крестьянских и христианских масс. Христианские демократы сеют, но наибольшая часть урожая достанется нам.»
Таково положение в конце XIX века. До сих пор, яблоком раздора являлся только вопрос согласия Церкви с политическими идеалами современного мира.
1.4. Модернизм
С XX века, кризис становится чисто религиозным и догматическим.
Под влиянием модернистских идей и католического либерализма, дух молодого духовенства меняется. Священники становятся сторонниками всеобщей религии, религии человечества, служащей человечеству. Так ищется доктринальное согласие между Церковью и современным миром, доктринальное согласие между Церковью и современным» философскими концепциями. Это — порождение Модернизма,
Модернизм — целая и всеобщая ересь, более страшная чем другие. До сих пор, ереси отрицали некоторые догматические предложения. Например, ариане отрицали божественность Сына Божьего. Напротив, Модернизм на словах принимает все догматы. Он может сделать католическое вероисповедание. Но, выговаривая его, и объясняя его, он приписывает словам совсем другое значение. Догматические предложения не имеют никакой реальности вне рассудка. Они представляют собою только побуждение к действию жизненную установку, внутреннее испытание. Христианство— не открытие Истины Бога, но всего лишь человеческий идеал, Говорить «Иисус — Бог», для модерниста, не значит что суть Иисуса — божественная, но что он — Бог для меня, то есть, что он дает направление моей жизни. То же самое касается и других догматов. Например, мы знаем немного об истории Иисуса. Но Евангелия выражают только религиозный опыт первых христиан. О вещах сверхъестественных нам ничего не известно. Догматы, Священные Писания, Святые Отцы и Соборы служат только для того, чтобы мотивировать нашу жизнь. Они имеют ценность, только если мотивируют и проникают в человеческую, гуманную жизнь. Так доктрина представляет интерес, только если она жива, и изменяет что-то в нашей жизни. Конечно, весь этот дух вытекает из современных философий, особенно из Канта, Гегеля, и, сегодня, из экзистенциалистов.
Из-за этого, в одном и том же самом тексте, можно найти как католические так и модернистские утверждения; как говорит Св. Пий X: «Модернист — это еретик, помноженный на лицемера».
Вся эта доктрина — изобличена и осуждена Папой Св. Пием X, в энциклике Pascendi. И он принимает конкретные меры, чтобы помешать распространению этой ереси.
1.5. Первая половина XX века
Из-за этого, несмотря на то, что Церковь подвергается гонениям, несмотря на то, что молодое духовенство пропитано модернизмом, Церковь оказывает упорное сопротивление. Но глубокие изменения происходят в первой половине XX века.
Война 1914—1918 г.г. производит крупное волнение, как в области политической так культурной и религиозной. Строится новый международный порядок. По разным причинам, слишком сложным, чтобы быть здесь изложенным, бдительность Рима ослабляется. Разные журналы и газеты поддерживают проникновение Модернизма в молодое духовенство и католический мир.
1.6. После Второй мировой войны
Так развивается Модернизм. Папа Пий XII пытается противиться ему, но епископы, особенно французские, не следуют за ним в этой борьбе. Зато в Церкви, особенно во Франции, развивается идеология персонализма, которая является только лишь последствием «Прав Человека». Человеческая личность, мол, — самая великая ценность. Надо построить общество, служащее личности, целью которого был бы расцвет личности.
Некоторые подумают: эта идеология — не так уж и плоха; она — направлена против коммунизма. Это — ложь. Персоналисты думали, что католики должны сотрудничать с коммунистами. Из-за этого, многие католики и сотрудничали с коммунистами. Коммунизм вытекает из «Прав Человека». Коммунизм — «Права Человека», Права «трудящегося», совершенно преображенного всеобщей волей.
Война 1939—1945 тоже явилась причиной сильных волнений. Сражавшиеся идеологии были все антихристианскими: немецкий нацизм, американский либерализм и советский коммунизм. Конец войны отмечает победу советского коммунизма и американского либерализма, а христианская Европа — забыта. Материализм и американские моды заполнили Западную Европу. Эта Западная Европа скоро отстроилась заново и вступила в эпоху экономического процветания и нравственного упадка. Американские моды в одеждах, американская музыка и т. д. залили старую Европу, как и сейчас Россию. Проникают рок, порнография, моды в одеждах и безнравственные манеры; становятся общепринятыми развод, разложение нравов. И этот общий упадок вызывает упадок аскетизма духовенства. Дело не в том, что духовенство впадает в безнравственность, но оно не стремится к христианскому самоотречению и совершенству как прежде. Борьба против мира, которая — традиционна в католическом духе, объявляется устаревшей. Нет уже былой веры в молитву и жертву, которая сейчас заменяется на веру в современную технику.
Таково состояние Церкви и западного мира накануне II Ватиканского Собора….

Hosted by uCoz