Святой Пий X  

Вместо предисловия
Первый набросок настоящего жизнеописания св. Пия X был составлен М. Н. Гавриловым, уже неизлечимо больным и всё же, несмотря на свои страдания и слабость, продолжавшим служить великому делу соборного сближения христиан в единстве Церкви Христовой. Но самоотверженный труженик единения не успел обработать свою рукопись: тяжкий недуг преждевременно свёл его в могилу; точнее - Господь хотел поскорее наградить своего верного слугу.
Пишущий эти строки решил закончить труд покойного Михаила Николаевича, значительно дополнив и кое-где исправив его по имеющемуся на итальянском языке официальному сборнику свидетельских показаний, данных вполне достойными доверия людьми и притом обязавшихся под присягой говорить только истину. Он это делает тем охотнее, что в детстве сам имел несколько раз счастье лично пережить то огромное благодатное впечатление, которое производил на всех духовно-лучезарный взгляд великого папы-подвижника, и получить его отеческое первосвятительское благословение.
Свящ. С. Тышкевич

Ранние годы
Риезе - небольшое местечко недалеко от Венеции. В первой половине XIX века население Риезе не превышало двух тысяч человек. Местечко состояло из одной улицы, по обеим сторонам которой тянулись одноэтажные домики е садами позади. До 1866 года вся Венецианская область принадлежала Австро-Венгрии.
В тридцатых годах прошлого столетия один из домиков единственной улицы Риезе принадлежал Джиованни Баттиста Сарто, женатому на Маргарите, урождённой Сансон, происходившей из соседней деревни. Сам Сарто служил рассыльным в Риезской Городской Управе, получая за это около шести рублей в месяц, переводя на русские деньги, по курсу до 1914 года. В другой деревне у Сарто было ещё два ничтожных по величине участка земли. Всё это не могло доставить средств к жизни. Помогала жена Сарто своей неутомимой усидчивой работой. Ещё до замужества она работала швеей, и вот теперь, окончив все свои работы по хозяйству и по уходу за детьми, она принималась за шитьё передников и платьев, заказанных соседями. Если и приходилось ей немного отдыхать, то только по воскресеньям.
У супругов Сарто было десятеро детей, из которых выжило восемь - шесть девочек и двое мальчиков. Старшим из них был Джузеппе (Иосиф), родившийся 2 июня 1835 года. Он-то и стал впоследствии папой. Его уменьшительное имя было Беппи или Беппе; так его и называли в семье.
С семи лет Беппи стал ходить в местную начальную школу. Мальчики и девочки учились там вместе. Учила детей высокая, худая, черноволосая учительница, по фамилии Бруна. Она была очень добра к детям. От госпожи Вруна маленький Беппи вскоре перешёл в школу учителя Франческо Джекерле.
Уже с этих лет Беппи не скрывал своего желания стать священником, сознавая вместе с тем, что надежда эта вряд ли осуществится, ввиду крайне скудных средств его родителей. Но его приходский священник, дон Фузарини, всячески отличал его: взял его в состав прислужников при алтаре и постоянно поддерживал в нём надежду стать священником.
Между уроками Беппи помогал семье: во время жатвы собирал колосья для кур, дома он учил читать своих маленьких сестёр, в страстную пятницу ходил по приходу собирать пасхальные яйца...
В 1845 году он был миропомазан. В том же году гостивший у о. Фузарини его друг, тоже священник, взял Беппи с собою в Венецию. Площадь св. Марка, прогулка на гондоле, всё это произвело на мальчика неизгладимое впечатление. В 1847 году, на третий день Пасхи, Беппи удостоился первого Причащения. Ему было уже 12 лет. Впоследствии, когда, уже будучи папой, он установил обычай раннего причащения для детей, он несомненно не раз вспоминал о своём собственном первом Причащении.
Спустя немного времени после этого, учитель Джекерле официально сообщил супругам Сарто, что Джузеппе окончил весь курс его школы: мальчика надо перевести в школу следующей, высшей степени. Что делать? Ведь средств на продолжение учения нет. Но неизменный друг нашего мальчика, дон Фузарини, как всегда, обнадёживал его. "Бог поможет, а пока что посылайте его в гимназию в Кастель-франко; это довольно далеко, но у него ноги молодые",- говорил он родителям.
И вот однажды утром Джузеппе отправился в путь, сопровождаемый своим прежним учителем. От Риезе до новой школы в Кастельфранко было более 7 километров. Таким образом, мальчику приходилось совершать около пятнадцати километров пешком ежедневно - в школу и обратно. Чтобы уменьшить расходы своих бедных родителей, Беппи обыкновенно проходил всё это расстояние босиком и надевал сапоги только в школе.
В 1850 году Джузеппе Сарто исполнилось пятнадцать лет. А дальше что? Чтобы стать священником, нужно ещё восемь лет учиться. А откуда взять на это денег? Дон Фузарини всё утешал, всё обнадёживал. И совершенно неожиданно ему удалось выхлопотать для Джузеппе стипендию для бесплатного образования на полном казенном содержании в Падуанской духовной семинарии.
В семинарии Бешш учился прекрасно. Редко кто видел среди его отметок такие как "хорошо" или "очень хорошо": всегда, или почти всегда, стояло - "прекрасно" или "отлично". Не менее высокой была и общая оценка будущего первосвятителя: "образцовое поведение", "подаёт большие надежды". В архивах ректора Падуанской семинарии была найдена впоследствии следующая пометка: "Семинарист Сарто - настоящий ангел; он бесспорно лучший в своём классе".
Во время своего пребывания в семинарии Джузеппе понёс тяжелую утрату: скончался его шестидесятилетний отец, после которого осталась тридцатидевятилетняя вдова и дети. Пенсии, по тогдашним тамошним законам, в таких случаях не полагалось.
19 сентября 1857 года наш семинарист стал иподиаконом. 27 февраля следующего года он был рукоположен в диаконы и, наконец, 18 сентября того же 1858 года на восемь месяцев раньше предписанного срока, на основании особого разрешения папы Пия IX, он был рукоположен во священники, в Кастельфранко. Мать Джузеппе присутствовала на рукоположении, и первая получила пастырское благословение от своего сына. На следующий день новый иерей отправился в Риезе. Было воскресенье. По случаю его приезда все дома были разукрашены цветами и ветками до самой церкви. В ней он опять служил обедаю, и опять Причастил свою мать и всех своих близких.

Молодой священник
Первым местом служения дон Джузеппе было небольшое местечко Томболо, между Риезе и Кастельфранко. Настоятель приходской церкви, дон Константини, человек болезненный, был очень рад получить о. Сарто в качестве второго священника. Деятельность нового "викария" сразу направилась в сторону проповеди словом и примером. При всех своих священнических трудах, дон Сарто продолжал изучать Св. Писание и Отцов Церкви; таким образом, его проповеди и наставления всегда имели твёрдое богословское обоснование. Он давал также уроки грамоты обездоленным прихожанам; вознаграждением служило обещание не оскорблять Господа Бога кощунствами. Чтобы иметь больше времени для "служения любовью", он спал всего четыре часа в сутки. Молодой иерей постоянно посещал больных, невзирая на погоду, подчас очень скверную. Для своего больного настоятеля он был и слугою, и послушным сыном, и братом, и заместителем. В свободное от многочисленных трудов вечернее время, он подолгу молился в церкви у алтаря Пресвятой Богородицы; это было его лучшим отдыхом.
Уже тогда у о. Сарто появилась привычка отдавать все свои скромные доходы нищим. Изредка случалось, что ему давали значительное вознаграждение за его труды; каждый раз в тот же день всё исчезало в пользу нуждающихся прихожан. Оттого его всегда видели в старом поношенном подряснике. Часто он буквально голодал, так как последние куски хлеба или сыра были отданы бедным. Неудивительно, что, когда дон Сарто должен был навсегда оставить место второго священника в Томболо, местные жители плакали и говорили: "Мы потеряли жемчужину".
В это время Венецианская область была присоединена к новообразованному Итальянскому королевству. Таким образом, дон Сарто, бывший до тех пор австрийским подданным, стал итальянцем.
В мае 1867 года дон Джузеппе Сарто был назначен настоятелем в Сальцано. Небольшой городок Сальцано находится между Тревизои и Падуей, в тридцати двух километрах от Риезе. Население-около 2600 человек-занималось садоводством, огородничеством и виноделием.
Деятельность нового настоятеля сводилась, главным образом, к духовно-религиозному, строго церковному, наставлению и просвещению прихожан, в особенности к развитию в них евхаристического благочестия, стремления к возможно более достойному и частому принятию Св. Христовых Тайн. Он очень любил торжественные богослужения, но с устранением всего театрального и мирского. Как в Томболо, он усердно помогал больным и бедным. На все эти труды и заботы нужны были деньги, которые в случае нужды отец настоятель, когда и пока мог, черпал из собственного кармана. Иногда он приглашал кого-нибудь к обеду, вопреки желанию своей сестры Розы - его кухарки, - которая предвидела, что суп получится слишком жидким. "Воды, воды! - говорил тогда настоятель, - всё будет ладно".
Бедным дон Джузеппе отдавал всё что мог: не только деньги, но и свои рубашки, чулки, сапоги, домашнюю утварь, скудные запасы кукурузы. Сам настоятель жил как нищий, очень часто отказывая себе в самом необходимом. Прихожане говаривали, что у него "дырявые руки", ибо всё, что настоятель получал откуда бы то ни было, попадало в карманы нищих. Иные ставили ему в упрёк его "отсутствие меры в милосердии".
Однажды его сестра Роза, возвратившись "в кухню, увидела, что кастрюля, в которой варился обед настоятеля, исчезла. Брат признался ей, что только что был у него очень нуждаюющийся прихожанин; не имея гроша во всём доме, настоятель отдал гостю кастрюлю с тем, что в ней варилось. Обед святого настоятеля обыкновенно состоял из кукурузной каши или горохового супа; иногда он сводился к одному яйцу.
В 1873 году, во время страшной холеры, свирепствовавшей в тех местах, дон Сарто всецело отдался делу служения ближним: как священник, как любящий и утешающий брат, и как врач или больничный слуга. Покойников он часто сам носил на кладбище, чтобы обеспечить им христианское погребение. От переутомления настоятель, по словам очевидцев, "выглядел как скелет". Когда его просили беречь себя, он отвечал: "Чего вы боитесь? Разве вы не знаете, что Господь поможет?"
Жители Сарцано гордились своим настоятелем, своим "святым батюшкой". Даже евреи его уважали. Так один влиятельный еврей поручил ему заняться воспитанием своих внучек, поместить их в хороший интернат.
Отцу Сарто было сорок лет, когда в 1875 году местный епископ назначил его епархиальным секретарём и духовным руководителем семинарии в Тревизе. Дон Джузеппе стал главным помощником директора семинарии. В питомцах духовной школы он умело развивал дух устойчивого благочестия и требовал от них иерейского благоприличия; не раз упрекал он тех, кто "крестится, будто муху хочет прогнать". Поразительны были работоспособность и апостольское трудолюбие отца духовника; он всегда работал до глубокой ночи, а бывало и так, что семинарский служитель придя утром прибирать его комнату, находил постель несмятой и понимал, что священник не ложился спать вовсе.
Его упование на Провидение не знало границ; о нём говорили, что он "доверяет Провидению, как ребёнок доверяет матери". При всех своих многочисленных занятиях дон Сарто всегда ещё находил время, чтобы посещать больных или "добывать деньги" для оказания помощи нуждающимся.
Ещё 9 июня 1883 года, под водительством тогдашнего своего епископа Аполлонио, он ездил в Рим в качестве одного из руководителей Тревизского паломничества. Там он впервые видел папу Льва XIII, в недалёком будущем своего ближайшего предшественника. Об исключительных достоинствах своего будущего преемника Лев XIII узнал лишь позже.

Епископ Мантуанский
В сентябре 1884 года Преосв. Аполлонио, епископ Тревизский, вызвал к себе дон Сарто и сообщил ему, что Св. Отец назначил его епископом Мантуи. Владыка Аполлонио и рад был этому назначению и очень им опечален. Дело в том, что Мантуя представляла собою город для епископского управления на редкость трудный и для пастырской деятельности неблагодарный. Некоторые священники, находясь в культурном отношении под влиянием немецкой пантеистической философии, колебались в вере. Бывали случаи и полного разрыва с Церковью. Многие настоятели приходов пренебрегали проповедью церковного учения. Число невенчанных пар всё росло. Народные массы вовлекались в антицерковный социализм Ферри, известного итальянского агитатора. Во главе такой епархии нужно было возможно скорее поставить настоящего пастыря, такого, который был бы поистине Божиим человеком и апостолом. Лев XIII, в это время уже знавший о достоинствах дон Сарто, избрал для Мантуи именно его. Прощаясь после приёма в Риме, папа сказал ему несколько ободряющих слов: "Если мантуанцы не полюбят своего нового Владыку, значит, они не смогут полюбить никого".
Дон Сарто был хиротонисан в епископы в Риме кардиналом Парокки 16 ноября 1884 года. Но надо было ещё долго ждать утверждения со стороны антирелигиозного правительства. Страстную неделю следующего года епископ Сарто провёл в приходе родной деревни. Он приехал в Мантую 18 апреля 1885 года в 7 часов вечера. Его встретила огромная толпа.
Первой заботой нового епископа была духовная семинария, находившаяся в полном упадке. Семинаристов было так мало, что в 1885 году только один мог быть рукоположен во священники. "А мне сейчас нужно сорок священников", - говорил с болью в сердце епископ. По этому поводу Владыка Сарто обнародовал особое пастырское воззвание. В нём говорилось, что обучение в семинарии должно давать священников, обладающих серьёзной подготовкой, тем образованием, которое в своём единстве и глубине одно только способно согласовать непреложные требования веры и права разума, данного Богом людям для служения Ему; тут сказалось отличное знакомство Преосв. Иосифа с творениями Отцов Церкви. Епископ постоянно внимательно следил за ходом преподавания в семинарии: он посещал её несколько раз в неделю, присутствовал на уроках, сам преподавал богословие, спрашивал воспитанников и т. д. Усилия святого архипастыря увенчались полным успехом: года два спустя, семинария в Мантуе по сверхприродному духу преподавателей и воспитанников была одной из лучших в Италии. Несмотря на то, что святитель принимал в семинарию только выдающихся в духовном отношении юношей, дом вскоре был переполнен.
Епископ Иосиф часто посещал священников своей епархии. Он хорошо знал, что экономическое положение духовенства очень тяжко. Поэтому, для избежания материальных трат, приёмы епископа происходили просто на церковной паперти. С отеческою твердостью и любовью он обращал внимание священников на разные недочёты. Ради восстановления порядка, был возобновлен старый обычай созывать всех священни


Фотографии Папы св. Пия Х

Hosted by uCoz